Каждый автовладелец знает, что хорошее моторное масло – это синтетическое масло. Оно же и самое дорогое. На другом конце качества – минеральные масла. Между ними и синтетическими маслами – полусинтетика. Говоря обо всех этих маслах, вряд ли можно применить выражение «золотая середина». Полусинтетические масла, хотя и дешевле, синтетики, но обеспечивают лишь часть ее преимуществ и не могут сравниться с ней по качеству.
И все же, что такое полностью синтетическое моторное масло? И почему его так хвалят многие автовладельцы? Прежде всего, следует уточнить, что надпись на этикетке «Synthetic oil» не всегда означает ту самую 100%-ную синтетику. Более того, на сегодняшний день только в одной стране мира – Германии – термин «синтетическое масло» (vollsynthetisches) определен на законодательном уровне. Немецкая система стандартов DIN под синтетическим маслом подразумевает базу из 100% РАО и набора присадок. И только данный немецкий стандарт фактически исключает примеси минеральных или гидрокрекинговых продуктов. В других стандартах РАО-база в тех или иных пропорциях допускает указанные примеси. А они в свою очередь уменьшают преимущества синтетики.
Аббревиатура РАО или ПАО часто упоминается специалистами в разговорах о синтетических моторных маслах. За ней скрываются продукты контролируемой химической реакции – полиальфаолефины. Абсолютно любое моторное масло состоит из базы и пакета присадок. База может быть минеральной, синтетической или полисинтетической. Полная синтетика образует IV-ю группу базовых масел, полученных химическим синтезом из альфа-олефина.
Синтетическая база применяется для изготовления смазочных материалов высшей категории. К преимуществам «синтетики» относится:
Интервал эксплуатации синтетического масла может достигать 30 тыс. км. (при условии, что это допускают спецификации конкретного мотора).
Высокая стоимость синтетического масла компенсируется менее частой заменой и повышением ресурса деталей двигателя. Такие масла особенно выгодны при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях. Объективно сложно подсчитать ущерб от холодных пусков или от повышения трения при высоких оборотах двигателя. Однако, учитывая пролонгированный пробег при использовании синтетики, затраты окупятся с лихвой.
Покупая полусинтетику и заливая ее в мотор, экономится некоторая сумма, однако интервал от замены до замены уменьшается минимум на 50%. Зная разницу в цене несложно подсчитать рентабельность синтетики на базе 100% ПАО.
Выгода синтетических масел (особенно немецких) очевидна, но это если речь идет о собственном автомобиле. Очень многие продавцы машин на вторичном рынке перед продажей заливают в двигатель дешевое минеральное масло или полусинтетику. Так они экономят, поскольку ездить на машине уже не им и менять следующий раз масло тоже не им. Более того, прежний владелец может намеренно не проинформировать о том, что в двигателе залито дешевое масло. В таком случае рекомендуется сразу произвести заливку качественной синтетики с обязательной предварительной промывкой.
В то же время добросовестный хозяин обязательно укажет марку масла и контрольный километраж. Скорее всего, он не нальет минеральное масло, а как минимум полусинтетику. Если на дворе не зима, то производить досрочную замену масла на 100%-ную синтетику не имеет смысла. Однако когда полусинтетика отработает свой ресурс, то целесообразно поменять ее на синтетическое масло с предварительной промывкой.