Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Выбираем...  /  Двигатель

Дизельный двигатель - за и против

Большинство легковых автомобилей ездят на бензиновом топливе. Долгое время, приобретая машину, автомобилисты даже не задумывались о том, какое топливо им предпочесть. Но гигантский за последние 100 лет скачок развития автопрома и ежегодно растущие цены на бензин подкинули нам еще одну головную боль. Теперь, выбирая автомобиль из огромного количества предложенных, мы выбираем еще и двигатель. Бензиновый или дизельный? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Дизельный двигатель был изобретен Рудольфом Дизелем в 1890 году. Вернее даже будет сказать, что Дизель обосновал и запатентовал принцип работы системы, т.к. широкое распространение двигатель, названный в его честь, получил после доработок, сделанных в 20-е годы XX века немецким инженером Робертом Бошем. Он усовершенствовал встроенный топливный насос и к 60-м годам дизель стал массово устанавливаться не только на судоходный транспорт и стационарные силовые установки, но и на грузовые автомобили и автофургоны. А после произошедшего в 70-е годы скачка цен на топливо к дизельному двигателю начали внимательно присматриваться и крупные производители легковых автомобилей.

Первый дизельный мотор для легкового автомобиля был сконструирован 1926 году инженерами «Мерседеса». Построив опытный образец, специалисты компании затратили около десяти лет на его доработку и обкатку в сотрудничестве с берлинской таксомоторной службой. До сих пор «мерседесовские» дизели считаются одними из самых надежных во всем мире.

Разница между бензиновым и дизельным двигателем по большому счету заключается в способе воспламенения топлива в цилиндрах. В первом случае бензиновые пары с воздухом, поджигаются электрической искрой. А во втором - воспламенение паров дизельного топлива происходит под действием высокой температуры предварительно сжатого воздуха. Этим объясняется и различия в конструкции узлов и деталей в двигателях.

Дизельный мотор на порядок массивнее и прочнее бензинового (так как предполагает большие нагрузки) соответственно, тяжелее и изрядно увеличивает массу автомобиля. Но при этом в дизельном двигателе полностью отсутствует капризная электрическая система зажигания как у бензинового «собрата», еще и поэтому он считается более долговечным. Другой самый известный, плюс дизеля - экономичность. Он потребляет более дешевое дизельное топливо («солярку») и расход дизеля при работе двигателя на порядок меньше, чем расход бензина. Кроме того, если бензиновый двигатель преобразовывает лишь 20-30% энергии топлива в полезную работу, то дизель, как правило, имеет КПД не ниже 30-40%, а у дизеля с турбонаддувом этот показатель приближен к 50%. Таким образом, дизель обладает большим «запасом хода» и дозаправки ему требуются реже, чем бензиновому мотору.

Учитывая привлекательность этих факторов, автопроизводители не скупятся на доказательства. Например, концерн VAG не так давно устроил презентационный пробег, во время которого автомобиль Volkswagen Golf 1.9 TDI в стандартной комплектации установил национальный рекорд. Он расходовал около 3,15 литра дизельного топлива на каждые 100 километров пути. Volkswagen Passat 1.9 TDI оказался способен проехать на одном баке свыше 1300 километров. Весьма красиво выглядит, но необходимо помнить: дизель экономичен только тогда, когда он хорошо отрегулирован и пока у него не изношены топливная система и цилиндро-поршневая группа! То есть, грубо говоря, - пока машина новая.

В качестве недостатков дизельного двигателя обычно указывают повышенный шум при работе мотора из-за высокого давления сгорания и затрудненный спуск двигателя на холоде (особенно это касается автомобилей прошедших более 100000 километров). Российских потребителей очень пугает то, что «солярка» на морозе загустевает, но именно во избежание таких проблем предполагается выпуск так называемого "летнего" и "зимнего" дизтоплива. Увы, наша страна не может похвастаться массовой своевременной заменой, как и вообще качеством дизельного топлива. По оценке Международного центра качества топлива (IFQC, Хьюстон) российский дизель – один из худших в Европе. Мало кто знает, что хорошее дизельное топливо должно быть прозрачным, чуть ли не как вода, никакого синего отлива, по идее, не должно быть и в помине. Отечественная «солярка», особенно если она слита с какого-нибудь бульдозера или катера, обычно имеет густо-синий отлив - а это прямое свидетельство наличия в нем твердых примесей. Некачественная очистка дизтоплива - отличительная особенность российских нефтезаводов. Примеси способствуют быстрому износу топливной системы, в результате чего расход топлива значительно увеличивается, а тяга двигателя снижается. Черный выхлоп, который часто сопровождает автомобиль, работающий на дизеле - это самый явный признак неполного сгорания топлива, а значит и серьезных проблем в топливной системе.

К тому же и пресловутая экономическая выгода постепенно становится сомнительной, например, в Москве стоимость солярки на автозаправочных станциях уже практически сравнялась с ценой на 95-й бензин.

Еще о недостатках. Помимо чувствительной топливной системы, дизельный двигатель чаще требует замены фильтров и масла – через каждые 7-8 тысяч километров, против «бензиновых»10-11 тысяч. Ему необходим более мощный аккумулятор. Кроме того, у дизельного автомобиля без турбонаддува часто хуже динамика, они медленнее трогаются и набирают скорость.

Запчасти к дизельным двигателям, все из-за той же мощности и материалов из которых изготавливают детали, на порядок дороже, чем для бензиновых и цены на комплектующие к ним «кусаются».

В заключение можно сделать вывод, что кроме экологичности и долговечности все остальные преимущества дизельного двигателя постоянно оспариваются. По большому счету, можно сказать, что дизель полностью себя оправдывает на тяжелых, грузовых и мощных автомобилях, за счет повышенного КПД, прочности и долговечности, а для некрупных легковых машин все же удобнее, и порой экономичнее, использовать бензиновый мотор. По крайней мере, до тех пор, пока по качеству наше дизтопливо не приблизится к швецкому, немецкому или японскому стандарту.

13.02.2009
Автор текста: Байкова Элина