Покупая автомобиль, мы делаем выбор. Выбираем, модель, цвет, комплектацию - и если со всем этим определиться достаточно просто, то выбор типа коробки передач многих ставит в тупик.
Механическая коробка или автомат? Новое или привычное?
Говорят, автоматическая коробка передач - это для ленивых и для чайников...
Говорят, машину с автоматом нельзя буксировать и прикуривать…
Говорят, что при использовании автоматической коробки расходуется в несколько раз больше бензина…
Чего только не говорят! Давайте попробуем разобраться, в чем же плюсы и в чем минусы этого нежного механизма, под названием автоматическая коробка переключения передач.
Желание автоматизировать процесс управления автомобилем появилось, наверное, вместе с самим автомобилем. Первые опыты по применению на автомобилях гидравлических передач производились более ста лет назад. В конце 19-го века в Берлине проводилась первая автомобильная выставка. Именно там впервые был продемонстрирован автомобиль с объемной гидравлической передачей системы Питлер. А уже в 1919 г. были произведены испытания автомобиля с объемной гидропередачей системы Ленца. Поначалу автоматические коробки были двухступенчатыми, и по мере усовершенствования системы росло и число ступеней: три, четыре, пять...
Свое завоевание автомобильного мира автомат начал в США на концерне General Motors. в 1947 году на автомобилях Buick Roadmaster появилась двухступенчатая гидромеханическая трансмиссия DynaFlow. А сегодня автоматическая трансмиссия стоит почти на 90% легковых автомобилей Америки. Европейские и японские производители тоже не отстают от заокеанских коллег, автомобилей, у которых не была бы предусмотрена комплектация с коробкой автомат- нет. Эти комплектации, именно за счет стоимости коробки, дороже, в среднем на 30-50 тысяч рублей. Не смотря на это, многие водители сев на автомат, утверждают, что больше никогда и ни за что не вернутся на вантуз (да-да, именно так кое-кто презрительно именует рычаг переключения скоростей механической коробки передач).
Рычаг автоматической коробки передач - так называемый рычаг селектора, выглядит похоже, но чуть более технологично чем рычаг механической. У большинства автомобилей, он имеет шесть положений:
Встречаются увеличенные шкалы диапазонов рычага переключения передач (до семи положений). Это связано с установкой четырехступенчатых, а в последнее время и пятиступенчатых автоматических коробок передач.
Принцип пользования автоматом в сущности достаточно прост - запуск двигателя происходит в положении рычага Р или N, перед тем как тронуться надо нажать на педаль тормоза и перевести рычаг в нужное положение. Нажали педаль тормоза, завели машину, перевели рычаг, отпустили тормоз- автомобиль тронулся. Дальнейшее движение регулируется педалями тормоза и газа. Обратите внимание, менять направление движения вперед-назад можно исключительно при полной остановке автомобиля - именно поэтому переключение может осуществляться только при нажатой педали тормоза.
Кстати, обозначения режимов на разных автомобилях могут незначительно отличаться на автомобилях разных марок, поэтому, прежде чем начать езду стоит все-таки почитать инструкцию или проконсультироваться у специалистов.
Все АКПП имеют так называемый режим kickdown - режим принудительного понижения передачи. Он срабатывает при полностью вжатой в пол педали газа и используется при обгоне.
Есть мнение, что на светофоре и прочих кратковременных остановках надо использовать положение N - это ошибка! Нейтраль используется только для буксировки автомобиля, которая, кстати, допускается в очень ограниченных пределах (не дальше 30-50 км) и на очень ограниченной скорости (не выше 40-50 км/ч). При кратковременных остановках рекомендуется пользоваться педалью тормоза.
При нормальном режиме использования ресурс безпроблемной работы АКПП составляет 200-300 тыс. км или 10-15 лет, после чего коробка начинает стареть. Продлить срок службы автомата или принять меры, если у вас подержанная машина, вполне возможно. Обратите внимание: сильно сокращает срок службы коробки спортивный стиль езды и использование автомобиля в качестве тягача. Использование режима N и переключение коробки через него заставляет работать все фрикционы, ленты и клапаны по полной программе. Это тоже ведет к износу коробки, поэтому специалисты рекомендуют как можно быстрее проскакивать нейтраль при переключении режима и не пользоваться накатом: диапазон N нужно практически исключить из числа рабочих.
Таким образом - чем спокойнее и аккуратнее ваша манера езды - тем дольше прослужит АКПП, а если происходят сбои в ее работе нужно как можно скорее обратиться к специалистам. Увы, таковых в России крайне немного, кустарные ремонтники и нежный механизм коробки автомат - не совместимы! Ремонт автоматической коробки дело дорогое: снятие-установка "автомата" - 300-600 долларов, ремонт - 400-1000, запчасти для ремонта среднего объема - 500-1000 долларов.
Итак, если вы любите спокойную езду, то коробка-автомат создана для вас. Практика подтверждает, что для начинающих водителей и женщин, которые ценят именно уверенность и комфорт - нет ничего лучше. Очень удобна АКПП в городских условиях, особенно в пробках - нет нужды постоянно переключать скорость, нет вероятности заглохнуть или откатиться назад, если стоите в горку. Левая нога отдыхает, руль можно держать одной рукой. Но за это приходится платить. Помимо того, что автомобиль с АКПП, как мы уже упоминали, дороже, обслуживание коробки тоже стоит не мало - масло (а вернее жидкость ATF, которая заливается в коробку) и фильтр необходимо достаточно регулярно менять и внимательно следить за ними. Расход топлива тоже возрастает процентов на 10-15 по сравнению с МКПП.
Но поклонники механики правы говоря о том, что разгонная динамика автомобилей на автомате хуже. Многих любителей быстрой и резкой езды, привыкших полностью чувствовать автомобиль раздражает фиксированный алгоритм переключения скоростей, на который запрограммирована система.
Впрочем, современные автоматы на дорогих автомобилях способны на многое, и постоянно подстегиваемые конструкторскими замыслами механизмы все совершенствуются.