Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Выбираем...  /  Все о коробке передач автомобиля

Бесступенчатая коробка "вариатор"

Автомобили с вариаторами все еще вызывают у многих автолюбителей определенное недоверие. Ходят слухи о ненадежности и неремонтопригодности этих агрегатов. На самом же деле не все так однозначно. Неисправный вариатор, действительно, дилеры предложат заменить новым. Но точно так же они предложат сделать и с гидромеханическим «автоматом». Между тем сегодня многие мастерские успешно освоили ремонт вариаторов.

Для конструкторов вариатор представляет особый интерес. Если обычная автоматическая коробка передач изменяет крутящий момент скачкообразно, то вариатор делает это плавно без всяких скачков. Такое поведение многих водителей, привыкших к разгону с характерным нарастающим режимом работы двигателя, вводит в заблуждение. Вместо того чтобы набирать обороты и сбрасывать их при переключении на более высокую передачу, двигатель, работающий в паре с вариатором, работает монотонно, а скорость автомобиля при этом увеличивается.

Основная конструктивная особенность вариатора – ременная или цепная передача, вместо шестеренчатой. Металлический ремень объединяет два шкива с плавно-переменным диаметром. Радиус шкива изменяется посредством схождения или расхождения, двух противоположных конусов.

Больше всего вариаторов установлено на автомобилях концерна «Renault-Nissan». Сами агрегаты производятся японской фирмы «Jatco». У данного концерна как минимум восемь моделей оснащаются вариаторами. Японские вариаторы стоят и на автомобилях других марок.

Слухи о якобы ненадежности вариаторов сильно преувеличены. По количеству и частоте поломок эти агрегаты не превышают обычный «автомат». Но рано или поздно ломается все.

Однако ломается по-разному. Самая частая поломка вариатора связана с износом подшипников внутри конусов шкивов, который сопровождается своеобразным гулом. Этот гул может появиться уже через полста тысяч километров пробега. Если автомобиль на гарантии, то устанавливается новый агрегат. По истечении гарантии ремонт или замена производятся за свой счет. Замена всех четырех подшипников обходится порядка 35 тыс. рублей. Следует отметить, что чаще всего данная проблема случается у Ниссан Кашкай, а реже всего у Митсубиси Аутлендер (гул может появиться не раньше 150 тыс. пробега).

Ремень вариатора

Подшипники конусов страдают, прежде всего, по причине загрязнения масла продуктами износа. Этому, увы, не в состоянии полностью противостоять масляные фильтры и магнит. Часть загрязнений остается и делает свое дело. В связи с этим рекомендуется менять масло в вариаторах каждые 30-50 тыс. км. Впрочем, частая замена масла тоже не гарантирует длительную исправность подшипников. Качество последних нестабильно, отсюда и такой разброс сроков эксплуатации. Одним словом – лотерея.

Рекомендации производителей автомобилей по замене масла в вариаторах могут сильно отличаться. Одни советуют только контролировать уровень масла в агрегате вплоть до 150-200 тыс. км. Другие – предписывают полную замену уже на 75-ой тысяче.

В вариатор заливается специальное масло с индексом СVТ. Каждый производитель может рекомендовать отдельное масло, но так или иначе в маркировке будет присутствовать данный индекс. Ни в коем случае в вариатор нельзя заливать масло для гидротрансформаторных коробок. Только несколько новейших вариаторов могут работать на таком масле, но это скорее исключение.

После того, как старое масло в вариаторе будет слито, несколько литров останется в системе и трансформаторе. Чтобы слить и это масло, его замещают свежим маслом при помощи специальной установки. Перерасход масла при этом составляет 100-200%.

Вторая по частоте поломка вариатора проявляется как рывки автомобиля на ходу. Причина таких подергиваний – проблемы редукционного клапана масляного насоса, который зависает в промежуточных положениях при попадании продуктов износа на поверхности. Из-за подклинивания клапана падает давление в системе, и работа вариатора становится несогласованной. Но страдают от этого в первую очередь конические поверхности шкивов, которые еще можно восстановить шлифовкой, если обратиться в сервис вовремя. Полностью работа по их восстановлению оценивается в 60-80 тыс. рублей.

Владельцы автомобилей с вариатором зачастую сами виноваты в поломке трансмиссионного агрегата. В инструкции по эксплуатации таких машин сказано, что при переключении рычага в направлениях D – R или R – D, необходимо осуществлять, только когда автомобиль не находится в движении. Но, когда водитель пытается выбраться из скользкой ловушки враскачку, то грубо нарушает это правило. В результате изнашиваются шлицевые соединения муфт планетарной передачи, которые вступают в зацеп с фрикционным диском. А вот гидроблок у вариаторов практически неуязвим, а его поломки случаются крайне редко.

По статистике вариаторы выходят из строя не чаще ступенчатых автоматических коробок. Поэтому выбор в пользу традиционного «автомата» практически не обоснован. Если правильно эксплуатировать автомобиль с вариатором и вовремя давать ему профессиональное обслуживание, то он ничем не уступает автомобилю с обычной АКПП. Однако при покупке авто с вариатором на вторичном рынке нужно быть вдвойне внимательным. Неизвестно, насколько правильной была эксплуатация агрегата при старых хозяевах, а учитывая плохую осведомленность в данном вопросе вероятность нарушения этих правил достаточно велика.

04.07.2014
Автор текста: М. Тамилин