Подушка безопасности – отнюдь не инновационная разработка. Все уже давно успели убедиться в ее пользе и уместности в автомобиле. Интересно, что сразу уже после внедрения подушки безопасности для самолетов, о внедрении аналогичной защиты в авто тогда, в средине 40-ых, и речи не велось. В те времена счастливые владельцы автомобилей испытывали чрезвычайную гордость за свое движимое имущество, которое долго еще оставалось объектом роскоши. Однако вопрос безопасности долго оставался без внимания. И только в 60-ых годах прошлого века автопроизводители, а также автовладельцы, стали больше задумываться о безопасности, хотя между собой они еще долго не находили полного согласия в полезности подушки, а тем более неудобного ремня. Однако, не смотря ни на что, довольно быстро стало понятным, что без защиты даже наилучшим образом спроектированные приборные панели и самые мягкие сидения не смогут уберечь человека от страшных последствий при серьезных ДТП.
Ремень безопасности, который когда-то был просто спорной разработкой, при условии быстрого развития техники и увеличении скоростей стал спасительным средством №1. В 60-ых годах прошлого столетия в США начали включать ремни безопасности в стандартную комплектацию некоторых моделей. Несмотря на это, ремень не удалось быстро «подружить» с автовладельцами в первую очередь из-за того, что его нужно было пристегивать перед каждой поездкой. Американцам, которые скептически относятся к неудобствам, это не очень нравилось. Таким образом, производители вынуждены были искать альтернативную систему безопасности, и тогда подушки снова привлекли к себе внимание. В разработке этого средства безопасности принимали участие не только манекены, но даже отчаянные каскадеры.
Подушка безопасности работает следующим образом. Руль с подушкой безопасности подключен к центральному блоку управления, который измеряет силу удара, передающуюся авто при столкновении с препятствием. В строго определенном запрограммированном значении в подушке срабатывает пиропатрон. Однако, что происходит при серьезном столкновении, например, с бетонной стеной на скорости 55 км/ч?
Итак, 130 миллисекунд – этого времени хватает, чтобы подушка спасла жизнь. Однако помогает она только в 80% случаев. Остается еще примерно треть столкновений, когда подушка может оказаться бесполезной.
В России ремень безопасности пристегивает примерно 65% водителей. Когда ремень просто висит сбоку, то подушка бессильна. Вместе же эти средства составляют весьма надежную защитную комбинацию: ремень безопасности удерживает человека в кресле, а подушка раскрывается навстречу, увлекаемому инерцией телу. Если человек не пристегнут, то подушка выступает не средством безопасности, а наоборот, может принести человеку вред.
Боковое столкновение – это худший вид аварии, который может случиться, поскольку боковые стороны кузова автомобиля относительно тонкие, а ремень тут не выполняет своей прямой функции. Однако улучшить ситуацию способны боковые подушки. Вместе с усиленным кузовом они могут ослабить силу удара и спасти жизнь.
Первыми боковые подушки безопасности испытали разработчики Volvo. Их опыт перенял Mercedes и BMW. Кстати в BMW разработали новую концепцию парных подушек безопасности: одна подушка для защиты груди и шеи, вторая – возле окна, для защиты головы. В будущем, подушки станут интеллектуальными и смогут приспосабливаться под рост, вес и посадку водителя или пассажира.