Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  ДТП

Насколько важен "лосиный тест"

Вес взрослого лося достигает 600 кг. Встреча с таким гигантом на скоростной трассе приводит к непредсказуемым последствиям. Но «лось» в нашем разговоре – это некий символ, олицетворяющий внезапно созданное препятствие. Резкий маневр рулем на скорости нередко приводит к опрокидыванию автомобиля. Однако не всякого – лишь такого, который не проходит так называемый «лосиный тест». Впрочем, все зависит от скорости. Точкой отсчета считается 70 км/ч.

История испытания «лосиный тест» берет начало в конце 60-х годов прошлого века. Авторство этого теста принадлежит шведскому журналу «Мир техники» (Teknikens Värld). Редакция решила тестировать базовые версии новинок автопрома на устойчивость при объезде препятствий на скорости. В легковой автомобиль усаживалось пять человек, включая водителя, багажник загружался под завязку, а в шинах устанавливалось рекомендованное производителем давление. На высокой скорости опытный пилот выполнял маневр объезда препятствия, и если два колеса при этом отрывались от дорожного покрытия, то машина проваливала тест.

В реальной обстановке такой маневр наверняка бы привел к опрокидыванию автомобиля. Причем это совсем не предположение. До 1997 года этот тест назывался тестом объездного маневра. В 97-м году Мерседес А-класса, опрокинулся при прохождении теста, после чего репутация производителя оказалась в весьма неудобном положении. Конструкторы марки сразу внесли необходимые изменения в ходовую часть, а покупателям стали дарить плюшевых лосей, которые стали своеобразным знаком качества. Многие автопроизводители после этого случая стали очень серьезно относиться к «лосиному тесту». Ведь никому не хотелось оказаться в подобной ситуации и стать аутсайдером на автомобильном рынке.

Придумав «лосиный тест», шведское издание приобрело мировое имя. Это был весьма удачный ход, в первую очередь для самого журнала. С тех самых пор «лосиный тест» для многих стал индикатором безопасности автомобиля. Однако говорить о безопасности, как таковой, по одному только «лосиному тесту», как минимум, некорректно. Не смотря на свою славу, «лосиный тест» не входит в классическую краш-программу. Это испытание можно отнести к серии потребительских. Точно так же можно испытывать утюги на предмет целостности их корпуса при падении с двухметровой высоты. Понятно, что самым крепким будет утюг, выдерживающий наибольшее количество падений. Но утюги ведь создаются не для того чтобы падать, а для глажки.

Занос автомобиля при лосином тесте

Вот и у «лосиного теста» образовалась целая армия критиков, большая часть которых относится к лагерю автопроизводителей. И с их аргументами трудно поспорить. Например, при «лосином» испытании объезд препятствия совершается с левой стороны. Стало быть, автомобиль при движении по трассе с двумя полосами вынужден будет выехать на встречную полосу. Если в результате такого маневра произойдет ДТП с участием других ТС, то виновным признают водителя, выехавшего на «встречку». И это не смотря на то, что он вроде бы объезжал внезапно возникшее препятствие, например, в виде того же лося.

Еще один веский аргумент противников «лосиного теста» заключается в том, что совершать внезапно возникшее препятствие на высокой скорости без торможения – не правильно с точки зрения техники безопасного вождения. Удержать даже самый «правильный» автомобиль под контролем сможет разве что опытный пилот Формулы-1. Неизвестно, что хуже: столкнуться с лосем или «обнять» бетонный столб?

После детального разбора доводов противников «лосиного теста», последний может претендовать максимум на пиар-компанию. Но читательская аудитория всегда подчинена печатному слову. Каждого не переубедишь, тем временем новые «лосиные тесты» привлекают как сериалы все больше зрителей, время от времени оставляя неприятный осадок и портя впечатление о моделях, покачавших при скоростном объезде «лося».

Но есть и позитивные моменты. Так, во многом благодаря «лосиному тесту», современные автомобили получили систему динамической стабилизации (ESP). Эта система помогает не достаточно опытным водителям более уверено вихлять рулем в случае экстренной необходимости.

Столь пристальное внимание «лосиному тесту» заставляет чаще задумываться о реальном лосе, когда несешься по трассе, проходящей через лес. Таких трасс немало не только в Канаде и Швеции, но и у нас в России.

В местах вероятности появлению животных на дороге устанавливают соответствующие знаки. Однако звери могут менять маршруты перемещения и даже ареалы обитания. Особенно опасна осень – сезон активной миграции лосей. Столкновение с другими дикими зверьми не так вероятно. Косули или кабаны стараются держаться подальше от шумных трасс, а вот у «сохатого» своя логика, невыгодная ни ему, ни человеку. В разных регионах, странах, частях света, материках живые препятствия отличаются повадками, размерами и весом. В Австралии, например, опасность представляют кенгуру, которые ведут себя, как зайцы. Однако вес их не 3-4, а 200-300 кг.

12.01.2015
Автор текста: М. Тамилин