Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Вопрос шумоизоляции автомобиля

Комфорт во время езды состоит не только из удобства посадки, нормального микроклимата в салоне, плавности хода и мягкости подвески, но и эффективной шумоизоляции. В салоне должен быть как меньше слышен звук мотора, шуршание шин и свист ветра. Автопроизводители уделяют борьбе с шумом довольно много внимания, но появление различных скрипов и дребезжаний в салоне со временем – неизбежно. Все эти «паразитные» шумы очень сильно раздражают, в первую очередь, водителя. Однако есть и, так называемые «информативные» шумы, которые наоборот помогают водителю управлять автомобилем.

Многие водители просто одержимы борьбой с шумами, причем с любыми. Их цель – тотальная звукоизоляция, чтобы было глухо, как в танке. Но давайте разберемся насколько это возможно, и главное нужно ли?

Происхождение шума в салоне

Нетрудно предположить, что главным источником шума в автомобиле является двигатель, и исходящая от него вибрация. Если гипотетически «выключить» шум от самого двигателя, то в салоне все равно ощущалась бы его работа, поскольку вибрация от силового агрегата передается через детали жесткого кузова. Шум вибрационного происхождения возникает из-за трения пластмассовых деталей во время их механического колебательного перемещения. Упрощено говоря, пластмассовые детали трясутся и в местах их крепления и соприкосновения с соседними (тоже трясущимися) деталями возникает трение, а, следовательно, и шум. Кроме того, к шуму отделки прибавляется шум от незакрепленных предметов, находящихся в бардачках.

Однако вибрационный шум – это только один звуковой канал, но есть еще и внешние шумы. Минимизировать собственный шум двигателя помогает хорошая звукоизоляция моторного отсека. Всяческие «ненормативные» шумы под капотом должны быть ликвидированы путем ремонта изношенных узлов и агрегатов.

Кузов современного автомобиля имеет обтекаемые очертания, однако зазоры между кузовными деталями, зеркала, пластиковые молдинги, антенны, всевозможные спойлера, внешние багажники – все это добавляет шум, который образуется в результате резкого изменения направления встречного воздушного потока.

Многие причины шума можно и нужно устранять, однако есть и те, которые устранению не поддаются. При изначально плохой балансировке трансмиссии и силового агрегата уровень вибрации будет значительным, и исправить этот конструктивный недостаток никак нельзя.Шумоизоляция всех кузовных деталей

Шумы – враги и союзники

Даже в дорогих автомобилях с ДВС в салоне слышен шум двигателя. И если на холостых оборотах его почти нет, то когда стрелка тахометра переваливает за 2 тыс. он дает о себе знать. В современных электрокарах такой проблемы нет, но есть другая – практически полное отсутствие звука силового агрегата затрудняет управление автомобилем.

Выходит то, с чем мы всегда боролись, оказалось нужным? На самом деле – да. По крайней мере, так считают научные работники Геттеборского Университета (Швеця), которые проводили специальные исследования большой группы профессиональных водителей. Выяснилось, что информативные шумы помогают вождению, а их отсутствие может привести к ошибочным действиям.

Звукоизоляция крыши автоБесшумность электрокаров оказалась не такой уж и полезной, причем как для самих водителей, так и для пешеходов. Недаром сегодня обсуждается вопрос обязательного оснащения автомобилей на электротяге искусственным звуковым сопровождением. Сегодня трудно предположить, как именно эта проблема будет в конечном итоге решена, но пока в целях безопасности многие электромобили уже умеют имитировать привычный шум мотора, а некоторые заменили его «космическими» звуками.

Способы шумоизоляции салона

Самые передовые методы борьбы с шумами используют чувствительную электронику, которая обнаруживает источник шума, и пытается с ним бороться. Но такими системами оснащаются только элитные автомобили, а в тех, что попроще, устранение «паразитных» звуков происходит традиционными способами. В первую очередь, в ход идут всевозможные звукоизоляционные кожухи, шумоизолирующие материалы и средства, смягчающие вибрацию.

Все материалы, служащие средствами шумопонижения, разделяются на звукоизоляторы и вибродемпферы. К звукоилозяторам относятся волокнистые материалы, имеющие также и теплоизолирующие свойства. Вспененные материалы малоэффективны в отношении звукоизоляции. Для того чтобы «погасить» звук, он должен пройти как можно больше границ сред с различной плотностью, либо быть многократно отраженным. Для этого используются волокнистые либо специальные мелкопористые звукоизоляторы. С вибрацией борются путем утяжеления деталей кузова.Волокнистый звукоизолятор для авто

При шумоизоляции салона первым наносят демпфирующий слой, а уже поверх него звукоизоляцию. В качестве последней лучше использовать волокнистые изоляторы, нежели пористые. Но в любом случае, материалы подбираются для каждой модели авто в индивидуальном порядке, хотя сами принципы шумоизоляции остаются неизменными. Также необходимо принимать во внимание несущую способность кузовных деталей – слишком большой вес шумоизолирующего обвеса может привести к обрыву креплений.

Шумоизоляция автомобиля требует тщательного подхода и немало времени. Выполнение всего объема работ силами одного мастера занимает не менее трех дней. Если автомобиль новый, то шумоизоляцию следует выполнять до антикоррозийной обработки, чтобы не иметь проблем с обезжириванием кузова. При самостоятельном выполнении работ лучше выбирать самоклеющиеся материалы. С ними легче и удобнее работать, а также «самоклейки» обеспечивают равномерность прилегания к основанию. Качество шумоизоляции во многом будет зависеть также и от того, насколько тщательно были подготовлены поверхности (очищены и обезжирены).

18.03.2011
Автор текста: М. Тамилин