Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Что нужно знать о термостате?

Любая жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания включает в себя небольшое устройство – термостат. Он располагается между двигателем и радиатором. У большинства автомобилей термостата имеет диаметр 50 мм. Его основная функция – блокировать попадание охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не разогреется до рабочей температуры. Когда эта температура достигнута, термостат открывается полностью, позволяя охлаждающей жидкости беспрепятственно циркулировать по, т.н. большому кругу. Термостат необходим для того, чтобы двигатель разогрелся как можно быстрее и тем самым защитил себя интенсивного износа, повешенного расхода топлива, а также сократил выброс вредных веществ в атмосферу.

Корпус термостата выполнен из латуни. Его работу обеспечивает небольшой цилиндр, в котором находится специальное вещество, начинающее плавиться при температуре 82°С (а иногда и при меньшей). Это может быть искусственный воск, либо термочувствительная фракция церезина, смешенная с алюминиевой пудрой. Данные вещества выбрали за их способность значительно расширяться при нагревании, поскольку они при обозначенной температуре переходят из одного агрегатного состояния в другое. Таким образом, когда воск плавится, он выдавливает штырь из цилиндра, тем самым открывая клапан.

Через открытый термостат в радиатор поступает охлаждающая жидкость. После остановки двигателя термостат остывает, и рабочая смесь снова становится твердой, сокращаясь при этом в объеме.Устройство термостата

Термостат – это маленькая, но очень важная деталь, и если она неисправна, то может надолго оставить водителя на обочине. Симптомы поломки зависят от положения клапана в момент выхода из строя рабочей части. Если термостат не открывается, то двигатель быстро перегреется, поскольку жидкость не будет охлаждаться в радиаторе. Термостат может выйти из строя по многим причинам, но самая распространенная из них – это коррозия. Когда клапан постоянно открыт, то антифриз наоборот постоянно циркулирует через радиатор, и двигателю понадобится гораздо больше времени, чтобы «нагнать» рабочую температуру.

Термостат – деталь недорогая, однако чтобы не возникало «сюрпризов», рекомендуют производить его замену каждые два года. В отличие от некоторых других автомобильных узлов, проверить исправность термостата непосредственно в магазине или на рынке не представляется возможным. И все же не стоит опасаться покупки «кота в мешке». Устройство можно проверить в домашних условиях, а закон о правах потребителей позволит в случае чего заменить деталь или получить назад уплаченные за нее деньги. Правда, если сохраниться чек покупки.

Чтобы проверить термостат в домашних условиях необходимо опустить его в кастрюлю с водой, уставленную на включенной плите. Также понадобится термометр со шкалой до 100°С, с помощью которого определяется температура рабочих фаз термостата. Термостат необходимо опустить в воду, но не класть на дно посудины, а закрепить в подвешенном состоянии.

Когда температура воды в кастрюле достигнет 81…85 °С, клапан термостата должен быть полостью открыт. Термостаты импортных двигателей при этой температуре только начинают открываться. В некоторых современных машинах начало открывания термостата происходит только при 90°С. А у большинства дизельных двигателей клапан начинает открываться уже при 68-73°С.

Исправность термостата можно проверить и, не снимая его с автомобиля. Для этого, прежде чем запустить холодный двигатель, в горловину радиатора опускается термометр. Если температура охлаждающей жидкости стала подниматься сразу после запуска двигателя, то это говорит о том, что термостат всегда открыт, а значит неисправен. В идеале жидкость в радиаторе какое-то время остается холодной, а потом должен произойти резкий скачек ее температуры.

Ели температура антифриза начала плавно подниматься сразу после запуска двигателя – это означает, что клапан термостата застыл где-то в промежуточном положении. В том или ином случае необходимо заменить термостат.

У многих иномарок отсутствует заливная горловина в радиаторе, поэтому использовать для проверки термостата термометр не получится. В таком случае необходимо найти доступ к верхнему бачку радиатора и протестировать режим нагревания жидкости на ощупь. Если радиатор после запуска двигателя какое-то время остается холодным, а потом резко теплеет, то термостат исправен.

Вообще у термостата довольно большой ресурс. Но причиной его преждевременного выхода из строя является использование некачественной или старой охлаждающей жидкости. Отсутствие или разложение в охлаждающей жидкости антикоррозийных присадок также приводят к поломке термостатов.

19.07.2011
Автор текста: М. Тамилин