Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Как правильно обращаться с коробкой "автомат"?

Многие выбирают коробку «автомат» за то удобство вождения, которое она предлагает, однако, как выясняется, далеко не все водители знакомы с элементарными правилами ее эксплуатации. Обычное дело: вот педаль газа – нажал и едешь, а вот педаль тормоза – нажал и остановился; ну и еще, перед тем, как переводить рычаг селектора, нужно нажимать тормоз. Все!

Если знать о АКПП только это, то с большой долей вероятности она прослужит своему хозяину вдвое, а то и впятеро меньше своего потенциального моторесурса.

Автоматическую коробку передач часто называют «женской» за то, что слабому полу гораздо проще с нею совладать, нежели с «механикой». Однако кто из заботливых мужей-отцов учит своих чад таким тонкостям, как правильный выбор положения селектора? Известно ли им самим, например, то, что нужно избегать лишний раз устанавливать рычаг в положение «N». Данная опция вообще предназначена не для того, чтобы автомобиль простаивал с включенным мотором на светофорах и в пробках, а для того, чтобы его можно было откатить без запуска или для буксировки на короткие расстояния.

Но не будем слишком забегать вперед. Итак, давайте сначала разберемся, чего в первую очередь не любит АКПП. А не любит она езды «на холодную», продолжительной буксировки (особенно со скоростью выше 50 км/ч); и совсем не любит, когда автомобиль пытаются заводить «с толкача» без навыков в этом деле.

Как нужно эксплуатировать АКПП? После запуска холодного мотора, пока он будет прогреваться, нужно «прогнать» коробку при нажатой педали тормоза во всех положениях, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Первые пару минут движения нужно стараться не делать рывков и не давать больших оборотов. Это будет полезным как двигателю, так и АКПП. Дальше можно продолжать движение в обычном режиме. Но в любом случае нужно помнить, что резкие старты и ускорения – удел спортивных автомобилей, которые в отличие от вашего укомплектованы механической коробкой.

На остановках лучше вообще не трогать рычаг селектора коробки, а просто удерживать тормоз. Если остановка продолжительная или водителю нужно выйти из авто, то селектор устанавливается в режим «Р», после чего нужно установить ручной тормоз. Как правило, в таком случае логично и выключить двигатель, если, конечно, это происходит не во время его прогрева.

Самой распространенной ошибкой «заботливых» автолюбителей – переключение селектора в положение «N» каждый раз при всякой остановке. Многие делают это по привычке, выработавшейся на «механике». Однако, как уже говорилось, «N» в автоматической трансмиссии и нейтраль в механической КПП – это не совсем одно и то же. Более того, проходя положение «N» не нужно на нем задерживаться, а надо стараться его побыстрее проскочить. Лишнее срабатывание автоматики в данном случае совершенно ни к чему. Все это не догадки или вымысел, а информация, которую указывает автопроизводитель, однако также и которую почти никто не читает.Автоматическая трансиссия

На современных АКПП есть хорошая защита «от дурака». Например, многие «автоматы» не позволяют вытащить ключ зажигания, не установив рычаг в положение «Р»; и уж абсолютно все коробки не дадут запустить двигатель, если рычаг находится в положении «D» или «R» даже при нажатом тормозе. Однако, приучить водителей беречь себя во время движения «автоматы» пока еще не могут.

Что касается буксировки, то главная проблема в случае с АКПП состоит в том, что при выключенном двигателе не работает ее масляный насос. Но абсолютно ничего не произойдет с коробкой «автомат», если машину откатить при положении «N». Навредить можно только если буксировать машину дальше, чем на 20-30 км или при скорости превышающей 50 км/ч. Если же потихоньку и на расстояние километров десяти, то об износе не может быть и речи, т.к. узлы коробки в этом случае не перегружаются и не требуют интенсивной смазки. А вот для переброски автомобиля на значительное расстояние, придется вызывать эвакуатор. Переднеприводный автомобиль при этом можно погрузить только передней осью; заднеприводный или полноприводный придется грузить на площадку эвакуатора полностью.

Обслуживание АКПП

Автоматическая коробка передач представляет собой гидромеханический агрегат в закрытом корпусе, который не нуждается в каких-либо регулировках. Единственное условие безотказной работы (кроме, конечно, правильной эксплуатации) – это своевременное техническое обслуживание в сервисном центре. Неквалифицированного вмешательства АКПП не терпит, и экспериментировать с этим не стоит.

Однако есть ряд ситуаций, которые может разрешить сам автовладелец, не прибегая к помощи профессионалам. Прежде всего, он должен следить за уровнем масла в коробке. Если она герметична, то уровень будет оставаться на месте. Если же он упал, то нужно найти и ликвидировать течь.

Уровень масла в АКППУровень масла нужно проверять «на горячую». Для этого коробка должна разогреться, пройдя как минимум 10 км. Автомобиль нужно установить на ровную поверхность, после чего проверить уровень щупом коробки, не заглушая при этом двигатель. На щупе, кроме обычных меток «max» и «min», присутствуют также метки «hot» и «cold». Уровень масла на «горячую» не должен быть ниже уровня «hot». Замер уровня на разогретой коробке считается более точным.

Масло в коробке должно быть прозрачным, фактически таким, каким его заливали. Если масло помутнело или стало темнее, то его нужно заменить вместе с фильтром.

Ни в коем случае нельзя лить в автоматическую коробку ничего, кроме специальной жидкости для данного вида трансмиссии. Общепринятое обозначение таких жидкостей ATF (Automatic Transmission Fluid). Это не просто масло, а многокомпонентный гидравлический состав, который предназначен для работы в специфических условиях автоматической коробки. АТF, кроме смазывающей функции, выполняет еще и функцию рабочего тела, и испытывает на себе большие температурные перепады. Маркировку АТF для вашей коробки можно посмотреть в спецификациях автомобиля либо ее подскажут в сервисном центре. Если в экстренной ситуации под рукой нет нужной марки, то можно залить в коробку АТF, несовпадающей маркировки, но только для того, чтобы добраться до гаража или сервиса.

Владелец автомобиля с коробкой «автомат» может самостоятельно протестировать ее. Для этого необходимо, включив любую передачу и удерживая педаль тормоза, дать полный газ на несколько секунд. Если обороты двигателя при этом окажутся ниже на 1000, чем указано в характеристиках, то есть большая вероятность выхода из строя блокировки реактора. В таком случае гидротрансформатор подлежит замене. А вот, при небольшой разнице оборотов проблему нужно искать вне коробки, т.е. в двигателе. Если же разница превышает 1000 об/мин, то причиной тому может быть низкий уровень масла в коробке либо недостаток давления, обеспечиваемого маслонасосом.

* * *

По большому счету автоматические коробки переключения передач при правильном обращении с ними могут прослужить не меньше чем «механика», не доставляя при этом проблем своим хозяевам. Если вы купили новый автомобиль с «автоматом» то с самого начала не нарушайте описанные правила его эксплуатации и все будет хорошо. А вот при покупке «автоматов» б/у следует быть очень осторожным, поскольку нет никакой гарантии, что предыдущие хозяева эксплуатировали коробку как положено.

31.01.2012
Автор текста: М. Тамилин