Резьбовому соединению настолько много лет, что даже не известен точно его автор. Сегодня трудно себе вообразить, на каком бы уровне находилась техника, если бы не болт и гайка. И как ни странно, полноценной замены им не наблюдается в обозримом будущем, не смотря на высокие технологии. Данный вид механического соединения по праву заслуживает название гениального.
Но это хваленое соединение имеет и недостатки. Обычный резьбовой крепеж из черного металла ржавеет. На прочность соединения ржавчина практически не влияет, но вот разобрать тронутую коррозией резьбу зачастую не так-то просто. Поржавевшую резьбу часто называют проклятьем механиков. Но для настоящего профессионала нет ничего невозможного.
Между тем, защитить резьбу и облегчить тем самым демонтаж соединения можно еще на стадии изготовления гаек и болтов. Черный крепеж с этой целью покрывают слоем цинка, хромируют, оксидируют, кадмируют и покрывают другими антикоррозионными покрытиями. Однако тонкий защитный слой не решает всех проблем, поскольку он может повреждаться в месте контакта, а влаге ничего не стоит проникнуть в резьбу и сделать там свое дело.
Ржавчина способна в течение нескольких лет круглогодичной эксплуатации автомобиля превратить резьбовые соединения в неразборные. Победить такие «соединения» зачастую бывает чрезвычайно сложно, и по этой причине автослесари отказываются от проблемных машин, дабы не тратить свое время впустую. Но как же быть автовладельцам, ведь кто-то же должен выполнять и такой ремонт?
Нередко хозяева отечественных автомобилей, метизы которых защищены хуже всего, в конце концов, сами вынуждены бороться с ржавой резьбой. Первое, что здесь можно посоветовать, – смочить резьбовое соединение специальной жидкостью, смазкой WD-40 или на худой конец керосином или соляркой. Можно обернуть соединение пропитанным лоскутом ветоши. Цель этой процедуры заключается в том, чтобы жидкость проникла в резьбу и смазала собой соединение. Уже через 15-20 минут можно пробовать откручивать гайку. Если та не поддается, то не стоит сразу удлинять рычаг ключа, – сначала обстучите гайку молотком, используя второй молоток в качестве наковальни. От вибрации окислы, застопорившие соединение, расслаиваются и отпускают свою хватку. При этом ненужно совершать сильные удары – достаточно серии средних ударов по каждой грани.
Если и это не помогло, то можно применить термическое воздействие. Его суть заключается в том, чтобы вызвать тепловое расширение гайки, отчего резьба должна освободиться. Греть гайку можно газовой горелкой или мощным феном. Но делать все нужно быстро, иначе болт успеет разогреться до температуры гайки и расшириться вместе с ней.
Если гайкой можно пожертвовать, то в отдельных случаях, когда то, на что она накручена, способно выдержать значительную ударную нагрузку, можно эту гайку «расслабить» при помощи зубила. Необходимо наставить его на край гаечной грани и нанести удар по ходу откручивания. Если от одного-двух ударов гайка не тронулась с места, то эту операцию повторяют на противоположной грани. Цивилизованный аналог зубила и молотка – гайкогуб. Если такой инструмент имеется, то удобнее и безопаснее воспользоваться им.
Резьбовые соединения – это не только болты с гайкой, но и болты и шпильки, ввернутые в массивную металлическую основу. Такие соединения, могут разбираться со срывом, причем так, что обломанный отрезок резьбы остается на воем месте. В таком случае остаток высверливают, но делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить базовую деталь. Очень важно сверлить строго по центру обломка шпильки, для чего необходимо его запилить и точно накернить. Высверливать лучше в несколько этапов, постепенно меняя сверла на более толстые. Когда диаметр отверстия приблизится к внутреннему диаметру резьбы, остаток извлекают экстрактором.
Если обломок шпильки выходит наружу, то к ней можно приварить гайку, затем, остудить соединение и пробовать отворачивать ключом.
Собирая узлы после ремонта, стоит обращать внимание и на состояние резьбовой части болтов и гаек. Если она тронута коррозией или на ней присутствуют характерные пустые канавки, то использовать такие метизы повторно нельзя. Специалисты вообще не рекомендуют в ответственных местах использовать старые гайки и болты. Кроме того, резьбу надо смазывать, желательно водостойкой смазкой, особенно там, где соединения мокнут. Тогда в следующий раз гайки открутятся без проблем. Ну, а насчет того, что смазанные болты могут сами собой выкрутиться, – это, мягко говоря, неподтвержденная информация. Дело в том, что гайка и болт, затянутый с рекомендованным усилием, испытывает такие нагрузки натяжения, что открутиться от вибрации никак не могут. Ну, а там, где такой риск есть, например, в подвижных узлах, предусмотрены меры страховочной фиксации.