Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Не откручивается гайка?

Резьбовому соединению настолько много лет, что даже не известен точно его автор. Сегодня трудно себе вообразить, на каком бы уровне находилась техника, если бы не болт и гайка. И как ни странно, полноценной замены им не наблюдается в обозримом будущем, не смотря на высокие технологии. Данный вид механического соединения по праву заслуживает название гениального.

Но это хваленое соединение имеет и недостатки. Обычный резьбовой крепеж из черного металла ржавеет. На прочность соединения ржавчина практически не влияет, но вот разобрать тронутую коррозией резьбу зачастую не так-то просто. Поржавевшую резьбу часто называют проклятьем механиков. Но для настоящего профессионала нет ничего невозможного.

Между тем, защитить резьбу и облегчить тем самым демонтаж соединения можно еще на стадии изготовления гаек и болтов. Черный крепеж с этой целью покрывают слоем цинка, хромируют, оксидируют, кадмируют и покрывают другими антикоррозионными покрытиями. Однако тонкий защитный слой не решает всех проблем, поскольку он может повреждаться в месте контакта, а влаге ничего не стоит проникнуть в резьбу и сделать там свое дело.

Ржавчина способна в течение нескольких лет круглогодичной эксплуатации автомобиля превратить резьбовые соединения в неразборные. Победить такие «соединения» зачастую бывает чрезвычайно сложно, и по этой причине автослесари отказываются от проблемных машин, дабы не тратить свое время впустую. Но как же быть автовладельцам, ведь кто-то же должен выполнять и такой ремонт?Повреждение резьбы дорогостоящей детали

Нередко хозяева отечественных автомобилей, метизы которых защищены хуже всего, в конце концов, сами вынуждены бороться с ржавой резьбой. Первое, что здесь можно посоветовать, – смочить резьбовое соединение специальной жидкостью, смазкой WD-40 или на худой конец керосином или соляркой. Можно обернуть соединение пропитанным лоскутом ветоши. Цель этой процедуры заключается в том, чтобы жидкость проникла в резьбу и смазала собой соединение. Уже через 15-20 минут можно пробовать откручивать гайку. Если та не поддается, то не стоит сразу удлинять рычаг ключа, – сначала обстучите гайку молотком, используя второй молоток в качестве наковальни. От вибрации окислы, застопорившие соединение, расслаиваются и отпускают свою хватку. При этом ненужно совершать сильные удары – достаточно серии средних ударов по каждой грани.

Если и это не помогло, то можно применить термическое воздействие. Его суть заключается в том, чтобы вызвать тепловое расширение гайки, отчего резьба должна освободиться. Греть гайку можно газовой горелкой или мощным феном. Но делать все нужно быстро, иначе болт успеет разогреться до температуры гайки и расшириться вместе с ней.

Если гайкой можно пожертвовать, то в отдельных случаях, когда то, на что она накручена, способно выдержать значительную ударную нагрузку, можно эту гайку «расслабить» при помощи зубила. Необходимо наставить его на край гаечной грани и нанести удар по ходу откручивания. Если от одного-двух ударов гайка не тронулась с места, то эту операцию повторяют на противоположной грани. Цивилизованный аналог зубила и молотка – гайкогуб. Если такой инструмент имеется, то удобнее и безопаснее воспользоваться им.

Высверливание обломка шпилькиРезьбовые соединения – это не только болты с гайкой, но и болты и шпильки, ввернутые в массивную металлическую основу. Такие соединения, могут разбираться со срывом, причем так, что обломанный отрезок резьбы остается на воем месте. В таком случае остаток высверливают, но делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить базовую деталь. Очень важно сверлить строго по центру обломка шпильки, для чего необходимо его запилить и точно накернить. Высверливать лучше в несколько этапов, постепенно меняя сверла на более толстые. Когда диаметр отверстия приблизится к внутреннему диаметру резьбы, остаток извлекают экстрактором.

Если обломок шпильки выходит наружу, то к ней можно приварить гайку, затем, остудить соединение и пробовать отворачивать ключом.

Собирая узлы после ремонта, стоит обращать внимание и на состояние резьбовой части болтов и гаек. Если она тронута коррозией или на ней присутствуют характерные пустые канавки, то использовать такие метизы повторно нельзя. Специалисты вообще не рекомендуют в ответственных местах использовать старые гайки и болты. Кроме того, резьбу надо смазывать, желательно водостойкой смазкой, особенно там, где соединения мокнут. Тогда в следующий раз гайки открутятся без проблем. Ну, а насчет того, что смазанные болты могут сами собой выкрутиться, – это, мягко говоря, неподтвержденная информация. Дело в том, что гайка и болт, затянутый с рекомендованным усилием, испытывает такие нагрузки натяжения, что открутиться от вибрации никак не могут. Ну, а там, где такой риск есть, например, в подвижных узлах, предусмотрены меры страховочной фиксации.

04.06.2012
Автор текста: М. Тамилин