Каталог статей

 

Выкуп авто



Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Воздух в герметичных системах автомобиля

Заглянув под капот машины, можно обнаружить массу различных трубок. Они и снизу и сверху, и даже внутри. Все это коммуникации жизненно важных систем автомобиля, по которым проходит топливо, гидравлические жидкости, масло, антифриз и пр. Работа практически всех этих систем во многом зависит от их герметичности. Попади в них воздух, и это сразу даст о себе знать. Там, где работают жидкости, воздуху не место. Эта истина справедлива в первую очередь для тормозной системы. Не зря в спецификациях указывается срок замены гидравлической жидкости. Дело в том, что все современные тормозные жидкости обладают высокой гигроскопичностью. Они медленно, но уверенно насыщаются атмосферной влагой, и через лет пять превращаются в жидкость с уже совсем иными свойствами. В раскаленных рабочих цилиндрах в один «прекрасный» момент этот коктейль может закипеть, в результате чего пар вытесняет жидкость, и педаль тормоза проваливается под ногой. Поэтому обязательно необходимо производить плановую замену тормозной жидкости, если не хотите тормозить забором.

Не место воздуху и в системе смазки. Чтобы не допустить завоздушивание масляных каналов, необходимо, прежде всего, не допускать критического падения уровня масла в картере. Если уровень близок к минимуму, то при резких маневрах, на крутых подъемах или спусках, маслоприемник может прихлебывать воздух. В результате – резкое падение давления масла в системе и масляное голодание двигателя. Естественно сработает сигнальный индикатор. И если он, пусть даже кратковременно, мигнул при нагруженном двигателя, а не на холостом ходу (на низких оборотах такое бывает), то это тревожный сигнал, при котором нужно первым делом остановиться, заглушить двигатель, и проверить уровень масла.

В системе охлаждения воздушных пробок быть не должно, впрочем, она устроена таким образом, что воздух выталкивается естественными силами. Однако могут случаться и нештатные ситуации. Так, при чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости она закипает, прежде всего, в той части системы, где присутствует самое низкое давление. Этот участок находится перед самым входом в водяную помпу. Закипание разряженной жидкости сопровождается пузырями пара, которые, попадая в крыльчатку, мгновенно приводят к недостаточной циркуляции. В результате двигатель перестает охлаждаться, его нагрев приближается к критическому уровню, а когда циркуляция останавливается, – двигателю конец.

Системы питания и выпуска подсос воздуха тоже не приветствуют. Для нормального сгорания топлива в цилиндрах, оно должно поступать в стехиометрической пропорции – 1: 14,7 (кг). Система питания обеспечивает оптимальное соотношение топливовоздушной смеси в текущий момент работы двигателя, учитывая нагрузки, но посторонний воздух легко нарушает эту идиллию. Если он засасывается в цилиндры через пробитую прокладку, то смесь будет обедненной.

Правильная стехиометрическая смесь обеспечивает нормальную работу каталитического нейтрализатора, на входе которого установлен датчик кислорода. Если кислорода в выхлопе больше допустимого, то контроллер по сигналу датчика увеличит подачу бензина. Но если в систему выпуска подмешивается воздух, например, через трещину в трубе до кислородного датчика, то котроллер будет выравнивать стехиометрию, руководствуясь, по сути, ложным сигналом. В результате смесь в цилиндрах может стать богаче на 10-20%, что отразиться повышением расхода топлива и выбросов СО и СН, а дальше – перебои в работе и сигнал «Check Engine». Проверка свечей укажет на обогащенную смесь – закопченные головки, однако в памяти самодиагностики останется запись «бедная смесь», т.к. датчик кислорода не перестанет фиксировать лишний кислород.

Очевидно, что проблема подсоса воздуха может поставить в тупик и привести к совершенно ненужным тратам, вызванных заменой целых узлов, которые, как окажется, ни причем. Многое здесь зависит от квалификации диагноста. На фирменных станциях, где имеется большой опыт, а специалисты регулярно подтверждают квалификацию, диагностика проводится чаще всего правильно. Выявить конкретное место подсоса зачастую помогает жидкость WD-40, которая не вредит электронике и проникает в самые мелкие трещины. Выявлять подсосы при помощи воды сложнее. Попадая в цилиндры, она глушит двигатель, да и для электроприборов она опасна. А вот для поиска трещин и неплотностей в системе выпуска сегодня применяются специальные дым-машины, при подсоединении которых утечки видны в виде струек дыма. Такую аппаратуру можно увидеть только в дилерских центрах, поэтому в спорных вопросах и тупиковых ситуациях лучше обращаться именно туда. В таких случаях ремонт окажется дешевле, чем, если действовать методом исключения, меняя один узел за другим.

20.07.2012
Автор текста: М. Тамилин