Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Иммобилайзеры: что и как?

Штатный иммобилайзер представляет собой электронную систему, интегрированную с несколькими системами управления автомобилем, которая препятствует угону. В случае несанкционированного доступа иммобилайзер блокирует зажигание, стартер, бензонасос и прочее обеспечение. Это устройство стали массово устанавливать на автомобили, начиная с середины 90-ых годов прошлого столетия. До этого функцию примитивного иммобилайзера выполняли самодельные выключатели («секретки»), которые размыкали цепь зажигания. Но в начале 90-ых страховые компании потребовали от производителей, чтобы те занялись разработкой эффективной противоугонной системы.

Современный иммобилайзер позволяет запустить автомобиль только при наличии «родного» ключа с микрочипом. Система убирает все блоки при вставленном ключе и вновь устанавливает их при выключении зажигания.

Технологическая цепочка развития иммобилайзеров складывалась из нескольких этапов усовершенствования. Большинство систем похожи принципом. Стандартный набор оборудования представлен транспондерным ключом, модулями иммобилайзера и управления двигателем, а также рамочной антенной.

Транспондер, который встроен в пластиковый корпус ключа, представляет собой беспроводной приемопередающий микрочип. Он имеет индивидуальный код ID и постоянно изменяющийся код. Питание транспондер получает бесконтактно от рамочной антенны, расположенной вокруг цилиндра замка зажигания. Эта антенна служит как для электропитания чипа, так и для обмена данными между ним и модулем иммобилайзера.

Модуль иммобилайзера расположен в труднодоступном месте. Он содержит код «родного» ключа и кодовое слово. Аналогичные данные записаны в памяти модуля управления двигателем. По сигналу модуля иммобилайзера электроника двигателя разрешает впрыск топлива и зажигание.

В замке зажигания может присутствовать датчик наличия ключа. Но не все системы используют данное устройство. Чаще всего согласование активируется включением зажигания. В этот момент блок иммобилайзера посылает ключу запрос и случайное число, а в ответ получает от транспондера ID и ответный код на случайное число. Полученные данные проверяются модулем иммобилайзера на соответствие данных в его памяти. Потом происходит идентификация ID ключа электроникой двигателя и запрос кодового слова. При совпадении всех данных все системы становятся разблокированными и двигатель запускается. В случае любого несовпадения запуска не происходит, а специальный индикатор на панели загорается.

Первые заводские иммобилайзеры позволяют двигателю завестись, но если обнаружено несовпадение кодов, то двигатель через несколько секунд глохнет. Начиная с 1997 года, иммобилайзеры полностью блокируют двигатель после трех попыток запуска не прошедшим проверку ключом. Остается работать только стартер, но мотор не запускается. Третье поколение иммобилайзеров (с 2000 г) при несовпадении ключа блокирует и запуск, и стартер с первой попытки.

Иммобилайзеры по своему устройству относятся к разряду сложной электроники. Устранять их неисправности нелегко. При замене одного из элементов система требует перепрограммированния. Для этого необходимо обратиться к высококвалифицированному специалисту. Работа по наладке системы при вводе «чужих» модулей зачастую ведется при участии осциллографа, с помощью которого фиксируются сигналы элементов системы.

Следующее поколение иммобилайзеров работают по упрощенной схеме, что делает их более уязвимыми с точки зрения безопасности. Автопроизводители стали называть их пассивной противоугонной системой. В отличие от предыдущих версий они имеют только один блок. Так, угонщики могут подставить свой модуль управления двигателем и завести машину своим ключом, коды которого согласованы с этим модулем. Вместе с этим упростилась и диагностика – достаточно только компьютера. Стало возможным без проблем подставить блок с другого автомобиля.

В итоге, после проб и ошибок, решили возвратиться к самому первому типу иммобилайзеров, которые оснащены минимум двумя модулями. Систему можно обмануть, только если иметь два блока и соответствующий им ключ. Такая схема заставляет злоумышленников тратить слишком много времени при угоне, которого у них, как правило, дефицит.

Описанная схема имеет несколько разновидностей, в которых главную роль отводят тому или иному блоку. Для повышения безопасности вводят дополнительные блоки, которые еще больше усложняют жизнь угонщикам.

У систем бесключевого доступа принципиальных отличий нет. Коммуникация карт с иммобилайзером происходит посредством антенн, которые расположены по всему салону. Эти антенны всегда обнаружат карту, если она находится в салоне.

При любых неисправности иммобилайзера рекомендуется обращаться к дилеру. Сегодня можно встретить и частных спецов, но нет гарантии, что такие мастера знают особенность именно вашего автомобиля. Кроме того, после дилерского восстановления иммобилайзера, риск угона ниже.

07.03.2014
Автор текста: М. Тамилин