Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Расход масла на угар

Многие автовладельцы обеспокоены слишком большим, по их мнению, расходом масла. Причем речь идет не обязательно о видавших видах моторах, но и о совершенно новых. После нескольких тысяч пробега, проверяя щупом уровень масла, часто обнаруживают недостачу. Смотрим инструкцию по эксплуатации автомобиля, а там пишется, что 1 л на 1000 км пробега – это норма. Выходит, что между заменой масла придется долить больше 10 масла? Как минимум, такая информация заставляет удивиться.

Прежде всего, надо понимать, что речь идет не о вытекании масла через негерметичные прокладки, а об угаре. Масло снижает трение в двигателе и предохраняет детали от износа. Расплата за такую услугу – массовая потеря смазывающего вещества. Точный расход масла можно определить только на практике, поскольку в этом процессе задействовано слишком много факторов. Расход масла зависит от состояния поршневой группы, настроек двигателя, режима эксплуатации, от самого масла и даже от времени года.

Основная массовая потеря масла происходит в цилиндрах. Поршневые кольца обильно смазываются, иначе они износились бы очень быстро. Как бы плотно первое кольцо не прилегало к стенкам поршня, при движении вниз от верхней мертвой точки оно оставляет масляную пленку толщиной 3-20 мкм. Попадая под тепловой удар в камере сгорания, остатки масла испаряются и выводятся вместе с выхлопными газами. Похожий процесс горения масла можно наблюдать во время жарки на сковороде, когда кухня наполняется сизым чадом.

Но масло исчезает не только в цилиндрах. Из общего объема потерь на угар приходится только 70-80%. Некоторое количество масла выходит через вентиляцию картера вместе с картерными газами. Конкретные потери в данном случае зависят от вида маслоотражательных колпачков.

В турбированных двигателях часть масла теряется при смазке подшипников турбокомпрессора. Вскоре это будет касаться практически всех автомобилей, поскольку наблюдается общая тенденция к применению наддува.

Теперь поговорим конкретно о проблеме. Итак, стоит ли бить тревогу, если новый мотор «кушает» масло? Прежде всего, надо помнить, что новый двигатель требует обкатки. Степень шероховатости деталей поршневой группы, только что сошедших с конвейера, составляет 2-3 мкм. В то же время кольцо начинает работать правильно, если толщина разделяющего слоя (между кольцом и цилиндром) превышает 3-кратную высоту шероховатостей. Для необкатанного мотора это может быть 10-15 мкм. Именно поэтому вначале потери на трение столь велики.

Двигатель на обкатке из-за высокого трения работает, что называется, туго. Повышенное трение вызывает чрезмерный нагрев, поэтому на обкатке моторы не разрешается сильно нагружать и эксплуатировать на высоких оборотах. В процессе обкатки трущиеся пары шлифуются. Со временем в результате притирки шероховатость снижается до 0,3-0,5 мкм. Работа притертого кольца выходит на штатный режим, а скорость износа максимально замедляется.

Рассмотрим также процессы, происходящие с масляной пленкой на стадии обкатки двигателя. Поскольку шероховатость трущихся пар высока, много масла остается в микроскопических канавках. Все это масло, будет сожжено, а потому обречено на угар. Отсюда и высокий расход масла при обкатке нового двигателя.

Существует такой параметр – прилегаемость поршневого кольца. Говорит он о способности кольца подстраиваться под геометрию цилиндра. В любом положении поршня не должно быть просветов между кольцом и гильзой. Если просветы имеются, то газы через них будут проникать в картер, а в обратном направлении – масло. Нормальной прилегаемости можно добиться только в результате качественной обкатки. Но во время притирания деталей угар будет большой, – отсюда и повышенный расход масла. После периода обкатки масляные карманы постепенно устраняются, соответственно угар масла уменьшается до минимума.

Если обкатка прошла правильно, то двигатель выходит на номинальные режим эксплуатации, при котором масла от замены до замены доливать практически не нужно.

Примерно с 70%-ной выработки ресурса, трущиеся поверхности (кольца и поршни) изнашиваются настолько, что между ними появляются просветы, а на самих поверхностях – микротрещины. С этого момента расход масла снова начинает расти. Маслосъемные кольца полностью изнашиваются, радиальные расширители ослабевают, скребки сходят на нет. Но страшнее всего, когда западают кольца. В таком случае угар масла приближается к расходу топлива. Это сопровождается падением компрессии, осложненным пуском двигателя и сизым густым дымом из выхлопной трубы.

Возвращаясь к опасениям владельцев новых автомобилей, – им не следует волноваться, если расход масла до первого ТО высокий. Поводом для тревоги может быть большой угар после обкатки. Возможно, понадобится заглянуть в цилиндры эндоскопом.

Расход масла на угар свойственен для любых двигателей внутреннего сгорания. Причем у современных моторов аппетиты даже больше, чем у моторов прошлых генераций. Это обусловлено более высокой тепловой нагрузкой, которая является следствием форсирования моторов.

28.01.2015
Автор текста: М. Тамилин