Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Обслуживание системы охлаждения ЯМЗ

Предохраняя силовую установку МАЗа от перегрева в рабочем цикле, жидкостная система охлаждения ЯМЗ просто обязана работать исправно, без протечек охладителя и засоров. Расскажем, как контролировать работу и ухаживать за комплексом охлаждения этих грузовых машин.

Состав элементов системы охлаждения

Ее образуют водяной насос, теплообменник жидкостно-масляный, водяной радиатор, вентилятор, термостаты и охладитель наддувного воздуха. Уровень прогрева охлаждающей жидкости показывает термометр, размещенный в водительской кабине.
На радиаторе смонтирован расширительный бачок МАЗа 5440 расширительный бачок МАЗа 5440</a> (современная форма бачка – цилиндрическая), компенсирующий избыточное давление прогретого охладителя.

Как обслуживать систему охлаждения ЯМЗ

Условия содержания охладительного комплекса двигателя МАЗ перечислены самим автопроизводителем, а именно:

  • рекомендованный всесезонный охладитель (тосол А40М, А65М). Допускается также применять этиленгликолевые охладители SAE J034, D6210 или, например, NF R 15-601;
  • фильтрация охладителя. Заливку тосола следует выполнять, пользуясь воронкой с сетчатым фильтром, чтобы исключить проникновение механических загрязнителей в охладительную систему;
  • контроль температуры силовой установки. На загущенных маслах вязкостью не менее М53 нормальными температурой являются диапазоны 75-90 градусов, либо 75-95 градусов. Допускается десятиминутный прогрев до 95-100 градусов;
  • прогрев охладителя перед движением. Трогаться на пониженных передачах допустимо, когда охладитель прогреется до 40о;
  • постепенный набор оборотов двигателя. При прогреве ДВС следует начинать с низких оборотов на холостом ходу, плавно повышая до средних (не выше!);
  • каждодневный промер охлаждающей жидкости. Наименьший допустимый уровень охладителя в расширительном бачке – 10 мм от уровня дна. Меньше – доливайте, но только на холодном двигателе.

Отметим, что если плановый осмотр бачка-расширителя выявляет очевидные дефекты – трещины, разломы и вздутия – тянуть с ремонтом, либо полной заменой нельзя. Как и в случае, к примеру, с текущим сальником задней ступицы МАЗа 5440 (риск обезмасливания ступицы), последствия игнорирования дефектов бачка обернутся проблемами вплоть до его взрыва.

Особенности замены охладительной жидкости

Служба любого охладителя в двигателе ЯМЗ не превышает максимальных 3-х лет. Лучше менять чаще – каждые два года. Никогда не смешивайте разнотипные (на разных основах) охладители! Это обернется не экономией, только проблемами.
Перед заливом нового тосола следует промыть охладительную систему два-три раза чистой водой. После снять магнитные пробки, счистить металлическую стружку. Такие пробки стоят на водяном насосе (нижний патрубок), на теплообменнике жидкостно-масляном (на фланце), а также в подогревателе (нижняя часть шланга, крепящаяся к лючку картера маховика), если он установлен.

Обслуживание охладительной системы летом

При эксплуатации МАЗа в жаркие дни требуется периодически проверять состояние сердцевины радиатора – его воздушных каналов. Засоры в них продуваются точно направленным сжатым воздухом.

Обязательно устраняются малейшие протечки соединений в охладительном комплексе. Проверяется клапан расширительного бачка на срабатывание при определенном давлении. Несработавший клапан угрожает работоспособности всей системы охлаждения, что, в свою очередь, резко ускорит износ силовой установки автомашины.
 

20.10.2019