Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Бренды автомобилестроения

Tesla Motors хочет изменить мир

Электромобили так настойчиво и долго стучат в двери человечества, что последнему уже ничего не остается, как эти двери отворить. И если это случиться, то нефть станет сырьем разве что для производства пластика и бензина для примусов и зажигалок. Сложно сказать, что делается в головах нефтяных магнатов, но есть основания предполагать, что нынешний обвал цен на черное золото обусловлен совсем не геополитическими причинами, а стремлением основных нефтяных добытчиков затормозить развитие зеленых электрических технологий. Именно дешевая нефть является самым грозным оружием нефтяного лобби против электротяги и прочих альтернатив.

Весомый вклад в дело электрификации автопрома на сегодняшний день сделала практически юная компания Tesla Motors. В последние годы в автомире только и говорят о неких ребятах из «кремниевой долины», которые задекларировали цель – немного-немало – изменить мир. Идейным лидером этих ребят и главой совета директоров стал талантливый инженер и создатель платежной системы Pay Pal и много чего другого – Илон Маск. Он чувствует конъектуру и умеет убеждать не хуже покойного ныне Стива Джобса, за что компанию Тесла стали часто сравнивать с Apple.

Надо сказать, что параллель с «яблоком» просматривается у «Тесла» во многом. Однако судить о тотальном успехе пока еще рановато – Илон Маск пришел в компанию десять лет назад, но плоды она стала приносить только с 2006 года. Тесла выпустила уже два электромобиля и оба успешные. Тем не менее, ракетный старт не всегда означает высокий и стабильный полет. И все же, чего Маск и компания добились на сегодняшний день?

А добились, надо сказать, немалого. Многие эксперты считают успехи компании Тесла даже фантастическими. Судите сами: подвинуть на практически «мертворожденном» рынке электромобилей машину, собранную из подручных материалов, да еще так, чтобы она стала теснить по продажам лидеров с традиционными ДВС, – не фантастика ли это? В частности, в Норвегии Model S дважды стала самой продаваемой машиной месяца, оставив позади такой бестселлер как VW Golf. В Америке, где не привыкли считать литры, Тесла сумела потеснить сегмент автомобилей премиум-класса. И это только вторая по счету модель!

Тесла родстер

Как все начиналось. Внутренняя политика компании Тесла сначала выглядела не иначе как авантюра. Было задумано произвести мощный спортивный автомобиль на электротяге, который стал бы модным колесным гаджетом для богатой продвинутой молодежи. Собственно электротяга ему нужна была не столько для экономии денег, сколько для того чтобы выделиться. Создатели первого Тесла Roadster настолько были далеки от реалий автопрома, что сумели поверить в безоговорочный успех столь рискованного предприятия. Ставка явно была сделана на модный, стильный и ультрасовременный китч.

Как говорил Остап Бендер в «Золотом теленке»: «Идеи наши, а бензин – ваш»! Строить электромобиль надо было быстро. На разработку кузова и прочих деталей с нуля не было времени. Тем более у Тесла не было тогда даже собственных производственных мощностей. К слову, сегодня на предприятиях Тесла 90% операций делают роботы. В качестве главного донора была присмотрена британская компания Lotus, дрейфовавшая в то время в неопределенном направлении. Тесла предложила ей контракт на поставку 2,5 тыс. комплектов шасси от Elise без силовых агрегатов и получила положительный ответ.

Интерьер Тесла Родстер

А вот вся электронная начинка, включая электродвигатель, была разработана собственной командой. Любопытно, что батарею набрали из литий-ионных ячеек, которые используются в батареях для ноутбуков. Это могло прийти в голову только коренным обитателям «силиконовой долины». Всего лишь около 7 тыс. таких элементов питания и батарея весом 450 кг готова пристегнуться к днищу гаджета на колесах. Правда, с целью уменьшения массы (спорткар все-таки) кузовные панели пришлось заказывать из легкого композита. Такой заказ взялась выполнить французская фирма Sotira. В итоге после взвешивания Tesla Roadster весы показали приличные 1235 кг. Осталось нарисовать красивый ценник в 100 тыс. долларов и заняться промоушеном, что было не менее важно, чем работа над характеристиками данного электрокара.

Хорошей рекламой Tesla Roadster стали результаты участия в австралийском эко-ралли, где первое детище команды Маска проехало на одном заряде 501 км при средней скорости 40 км/ч. Но не подумайте, что Родстер – хиляк. С электромотором мощностью 248 л.с. он способен разогнаться до сотни за 4 с. Были также и другие заезды, другие рекламные компании. Насколько они успешны можно судить уже только по тому, что к началу 2012 года у компании Тесла закончились «лотовские» шасси, которых, если помните, было 2500 штук. Для первого никому неизвестного электрического автомобиля это еще какой результат! Примерно в таком же ключе размышляли в штаб-квартирах Toyota и Daimler. Они быстро смекнули, что надо во что бы то ни стало участвовать в проектах «Тесла». А «Тесла» в свою очередь получила возможность воспользоваться инженерингом этих крупных концернов, поэтому новые шасси у Lotus им не пришлось.

Тесла Model s

2009 год был триумфом электрокара Tesla Roadster. В этом же году со стапелей «силиконовой долины» сходит вторая модель под скромным названием Model S. Пока только прототип, но уже полностью оригинальный. Впрочем, к этой машине в том или ином смысле приложили руку более 33 ведущих производителей из разных отраслей, ибо сегодня нет автомобиля, комплектующие которого были бы созданы в одном цеху.

Самая выдающаяся находка, которая на мой взгляд и обеспечила восходящий тренд Model S, – это нечто наподобие огромного планшета вместо центральной приборной панели. Вот тут-то команда компьютерщиков и отыгралась сполна. Никаких кнопок и переключателей. Все делается касанием пальца, и это решение оказалось настолько же гениальным, сколько простым по сути. Кроме встроенного планшета в Model S присутствует еще множество не менее оригинальных удобств. Если быть кратким, то все внутри необычно, практично и с таким очень тонким и даже где-то инопланетным вкусом. Персона, попадающая за руль Теслы, одновременно попадает и в ее плен. Нет, ну есть, конечно, и другие хорошие автомобили, но ничего подобного в них не испытываешь.

Характеристики Model S
Комплектация Базовая 1 Базовая 2 Базовая 3 Performance
Емкость батареи кВт·ч 40 60 85 85
Запас хода при 88 км/ч, км 275 370 482 485
Разгон до 96 км/ч, с 6,5 5,9 5,6 4,4
Максимальная скорость, км/ч 177 193 201 209
Гарантия на батарею, лет или км пробег 8/160 000 8/200 000 8 8
Цена от,$ 49 900 59 900 69 900 79 900

Центральная планшетная компьютерная панель

Проблему дозаправки энергией компания Тесла, осознав масштаб своего успеха, стала решать, что называется с колес. Не ища поддержки правительственных программ, она стала вкладывать прибыль не только в развитие производственных мощностей, но и в оперативное создание инфраструктуры. В США сеть экспресс-заправок на сегодняшний день позволяет путешествовать по всей стране без риска остаться без энергии на перегоне. Эти терминалы способны за 30 минут зарядить батарею электрокара (только Тесла) настолько, что энергии хватает для преодоления 320 км пути. Может в дальнейшем это будет за деньги, но пока терминалы, оснащенные солнечными батареями, раздают энергию бесплатно. Один американский пенсионер по имени Джон Гленн проехался из Нью-Йорка до Лос-Анджелеса (5800 км) и ни потратил при этом ни одного доллара, хотя и останавливался у терминала 28 раз. Остановки эти были, не считая ночлега, недолгими – попил кофе, размялся, иногда перекусил и в путь.

Приборная панель Тесла Model X

Установка точно таких же терминалов полным ходом идет сегодня в Европе. Причем первые станции появляются в небольших местечках, чтобы можно было дозаправиться по пути из одного большого города в другой. Очень скоро большая часть Европы будет оплетена сетью экспресс-заправок в досягаемости 320 км – пробег на одной быстрой подзарядке.

Сегодня компания Тесла занимается расширением модельного ряда еще одним электрическим чудом – на этот раз кроссовер Model Х. Серийные машины появятся не раньше начала 2015 года, но уже сегодня на них выстроилась очередь более 6000 претендентов. И все это даже несмотря на разные неприятности и козни конкурентов. Например, в прошлом году хэтчбек Тесла после небольшой аварии загорелся от повреждения батареи. Похожий инцидент произошел в Мексике. Для Тесла это повод поработать над безопасностью батареи, а вот конкуренты уже прикладывают все силы, чтобы скомпрометировать этого «выскочку».

Тесла х

На очереди Model D, концепция которой пока еще остается интригой. Поговаривают, что этот автомобиль может положить начало самоуправляемости.

Что же касается всеобщей электрификации, то машины Тесла при их сегодняшней цене под 100 тыс. долларов вряд ли пошатнут позиции поршневого автопарка. Но завтра все может быть по-другому. Мобильные телефоны тоже когда-то стоили запредельных денег, а сегодня они есть в кармане каждой бабушки. И насколько бы прочными не казались позиции обычных машин, работающих на бензине или дизеле, такие гении-энтузиасты, как Илон Маск могут довести до логического завершения то, чего не успел в свое время сделать Тесла. Так это или нет, – ближайшие годы покажут…

08.12.2014
Автор текста: М. Тамилин