Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Common Rail: устранение неисправностей

Система Common Rail (общий путь), разработанная компанией Bosch, впервые появилась на серийных автомобилях в 1996 году. В отличие от рядного топливного насоса новая система имела единую рампу, откуда солярка поступала к форсункам. Основное преимущество Common Rail – поддержание достаточно высокого давления в различных режимах работы двигателя, благодаря чему улучшается смесеобразование и увеличивается полнота сгорания. Дизель Common Rail, кроме всего прочего, лучше своего предшественника отвечает экологическим нормам. Он сопоставим по шуму с бензиновыми моторами, но зачастую может дать форы последнему по части динамики.

Главный компонент системы Common Rail – топливный насос высокого давления (ТНВД) с механическим приводом и 1-3 плунжерами. У некоторых 3-плунжерных насосов на холостых оборотах или при малых нагрузках двигателя одна секция автоматически отключается, чтобы топливо не гонялось зря. На 2-плунжерных насосах данная проблема решается с помощью регулировки дозирующими устройствами.

Непосредственно к ТНВД топливо из бака подается под давлением 6-7 бар отдельным подкачивающим насосом. Это может быть шестеренчатый насос, встроенный в корпус ТНВД, либо электрический – расположенный в магистрали или в модуле топливозаборника.Система коммон рейл

ТНВД создает пусковое давление 350-400 бар уже при первых прокрутках коленвала стартером. На самых малых оборотах давление повышается до 500 бар, а на максимальных оборотах доходит до 1300-1500 бар. Самые мощные насосы способны создать давление 2000 бар. Величина давления задается регулятором на корпусе ТНВД или на рампе, подчиняющемуся электронному блоку управления, который в своих командах руководствуется сигналами датчика давления в рампе.

Форсунки, к которым по трубкам подается топливо, открываются электрическим сигналом. Существует два вида конструкции форсунок: электромагнитные и пьезоэлектрические. Электромагнитные форсунки появились раньше, но их быстродействие долго оставляло желать лучшего. Дизельные форсунки коммон рейлВ основу работы более быстрых пьезофорсунок лег принцип мгновенного расширения пьезокристалла при подаче на него напряжения. Однако модернизированные электромагнитные форсунки нового поколения практически не уступают им в быстродействии, поэтому сегодня на современных дизельных двигателях можно встретить оба типа.

Система Common Rail предусматривает предварительный впрыск топлива перед подачей основной дозы. Это сделало работу дизеля мягче и тише. Кроме того, у Common Rail есть и поствпрыск, функция которого заключается в очистке сажевого фильтра. Не сгорая в цилиндрах, дополнительная порция топлива при поступлении в фильтр разогревает его до температур, при которых сажа выжигается.

Диагностика Common Rail

Прежде всего, необходимо проверить электронные системы: считать коды неисправностей, протестировать датчики и исполнительные механизмы. Чисто «дизельных» сканеров не существует, поэтому для диагностики используются либо универсальное оборудование, либо специальные сканеры для конкретных моделей. Сигнал от проверяемого устройства должен подаваться на осциллограф. Покупать этот прибор специально – дорого – выгоднее приобрести сканер с функцией осциллографа.Диагностика Common Rail

Проверка низкого давления топлива осуществляется механическим манометром со шкалой до 10 бар. Высокое давление проверяется спецприбором, имеющем диапазон измерения до 2000 бар и набор переходников. Дозирующую способность форсунок определяют специальным набором оборудования.

Последовательность поиска неисправностей определена характером поломки. Если двигатель не запускается, то первым делом необходимо проверить привод ГРМ. Неприятным моментом для автовладельцев в данном случае является отсутствие нагрузки при вращении коленвала стартером – признак разрушения ГРМ.

Если стартер вращает коленвал с усилием, то ГРМ в порядке. Дальше исследуют топливоподачу. Начинают от подкачивающего насоса, который включается одновременно с поворотом ключа. Неисправность этого агрегата записывается в память системы. ЭБУ фиксирует изменение энергопотребления насоса подкачки, которое возникает при повреждении последнего. Однако даже при отсутствии кода неисправности, насос стоит проверить с помощью манометра, подключенного к магистрали низкого давления. Механические насосы подкачки оснащаются специальным штуцером для замера давления.

Если давление в магистрали низкого давления в норме, то переходят к диагностике ТНВД – проверяют давление топлива в рампе при прокрутке коленвала стартером. Данная часть системы оборудована датчиком давления топлива, показаниями которого можно воспользоваться. При подключенном к разъему сканере находится соответствующий параметр, и если он окажется ниже нормы, то причину стоит искать в форсунках, ТНВД и электромагнитном клапане.

Ремонт системы Common Rail

Качественно починить ТНВД могут только на специализированной станции, где имеется диагностическое и прецизионное оборудование. Такой ремонт обходится от 7000 рублей. Новый насос стоит порядка 30 тыс. рублей, поэтому восстановленные насосы пользуются у «дизилистов» большим спросом.

Двигатель, оснащенный системой Common Rail, не запускается, если хотя бы одна форсунка не работает. Из-за утечки топлива через ее клапан давление в рампе не может подняться до номинальных значений. Чтобы проверить давление при пуске используют специальный набор, состоящий из контрольного манометра, датчика давления, соединительной трубки, заглушки отверстий исп. механизмов и мерных емкостей для обратного слива.

При износе двух и более форсунок имеет смысл заменить весь комплект. Цена форсунок довольно высока и зависит от фирмы-производителя. Параметры каждой новой форсунки необходимо внести в память блока управления двигателем. Если этого не сделать, то это ухудшит характеристики двигателя. Несмотря на то, что в любом ЭБУ имеется постоянная корректировка цикловой подачи топлива для равномерной работы двигателя, она не в состоянии подменить не прописанную кодировку.

Наиболее сложные проблемы дизеля – это затрудненный пуск, дымность выхлопа и потеря мощности. Для их решения требуется точный замер расхода воздуха, оценка работы наддува, эффективности рециркуляции, системы выпуска и нейтрализатора. Данные технологии сегодня в совершенстве освоены диагностическими центрами. Кустарный ремонт в данном случае невозможен.

09.04.2013
Автор текста: М. Тамилин